16 октября 1990 года[1] N 241-1
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О РЕФЕРЕНДУМЕ РСФСР Глава 1. Общие положения Статья 1. Понятие
референдума РСФСР Референдум РСФСР
(всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным
вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые
всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо
утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории
РСФСР. На всероссийский
референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной
целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии,
помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного
порядка, здоровья и безопасности населения. Статья 2. Право
граждан РСФСР на участие в референдуме В референдуме
имеют право участвовать граждане РСФСР, достигшие 18 лет. В референдуме не
участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а
также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые
или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости
от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и
иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера
занятий запрещаются. Статья 3. Общие
принципы проведения референдума Граждане
участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме
является свободным. Голосование на
референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не
допускается. Граждане РСФСР
участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или
временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос. Статья 4.
Законодательство о всероссийском референдуме и контроль за его соблюдением В соответствии с
Конституцией РСФСР вопросы подготовки и проведения всероссийского референдума
регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР. Контроль за
соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные
органы и организации, на которые он возложен Конституцией РСФСР, настоящим
Законом и иными законодательными актами РСФСР. В осуществлении контроля за
соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать
представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических
партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений. Статья 5.
Агитация по поводу референдума РСФСР гарантирует
политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым
движениям, трудовым коллективам и гражданам РСФСР право беспрепятственной
агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против
проекта закона или решения, выносимого на референдум. Для ведения
агитации указанные лица и организации могут использовать собственные
средства. В день
голосования агитация запрещается. Статья 6.
Гласность при подготовке и проведении референдума Деятельность
государственных и общественных органов, участвующих в организации и
проведении референдума, осуществляется открыто и гласно. Все решения,
касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых
на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в
течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами. Средства массовой
информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их
представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и
заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации. Комиссии
всероссийского референдума своевременно информируют население о своем
составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для
голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме. На заседаниях
комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на
участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать
представители политических и иных общественных организаций и массовых
движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой
информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для
голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания
направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия.
Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии
указанных представителей не требуется. Статья 7. Язык всероссийского
референдума Все решения
государственных органов, касающиеся проведения всероссийского референдума:
текст проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум, бюллетени
для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также
принятое по ним решение публикуются на языках народов РСФСР, а также на языке
межнационального общения - русском. Вся переписка с Центральной комиссией
референдума ведется на русском языке. Статья 8.
Материальное обеспечение референдума Расходы, связанные
с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его
назначении производятся за счет государственного бюджета РСФСР. Предприятия,
учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют
в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для
подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования
оплачивается комиссиями референдума. Глава 2. Объявление референдума РСФСР Статья 9. Право
назначения референдума Право принятия решения
о референдуме принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между
съездами - Верховному Совету РСФСР. Решение о
проведении референдума принимается Съездом народных депутатов РСФСР или
Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию
лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона. Статья 10.
Обязательное проведение референдума РСФСР Съезд народных
депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР обязаны назначить референдум по
требованию: не менее чем
одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной
трети от общего числа народных депутатов РСФСР. Инициатива
проведения референдума может исходить от государственных и общественных
органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, и также отдельных
граждан РСФСР. В этом случае она может быть реализована через органы, которые
обладают правом назначения, и лиц, обладающих правом требования референдума. Статья 11.
Реализация права требования референдума народными депутатами РСФСР Решение о
проведении референдума по требованию не менее одной трети от общего числа
народных депутатов РСФСР может быть принято путем поименного голосования на
заседании Съезда народных депутатов РСФСР либо путем сбора подписей народных
депутатов РСФСР. Подписи народных депутатов РСФСР под требованием о
проведении референдума удостоверяются Президиумом Верховного Совета РСФСР. Статья 12.
Реализация права требования референдума гражданами РСФСР Право инициативы
в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому
гражданину РСФСР или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме.
Граждане РСФСР реализуют свое право на сбор подписей добровольно и
самостоятельно. Сбор подписей
организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из
граждан РСФСР в соответствии с требованием настоящего Закона. Статья 13.
Образование инициативной группы референдума В целях решения
вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан
проводятся собрания граждан РСФСР. Инициаторы
проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Совет
народных депутатов о месте и времени проведения собрания. Собрание
правомочно, если на нем присутствует не менее 300 граждан РСФСР, имеющих
право участвовать в референдуме. Перед собранием
проводится регистрация его участников. Собрание избирает президиум собрания,
обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта
решения, предлагаемого на референдум. В случае принятия
решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста,
выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает
инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей
организацию сбора подписей. Статья 14.
Регистрация инициативной группы Надлежаще
оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и
списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной
группы в президиум или исполнительный комитет районного или городского Совета
народных депутатов по месту проведения собрания. К протоколу прилагается
текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и
письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать
законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей. Решение
президиума или исполнительного комитета о регистрации должно быть вынесено не
позднее двух недель с момента получения им протокола собрания и
соответствующих приложений к нему. Отказ в регистрации
инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с
соблюдением требований настоящего Закона. Президиум или
исполнительный комитет после проверки правильности проведения собрания выдает
представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и
соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения
выдаются президиумом или исполнительным комитетом в течение трех дней с
момента вынесения им решения о регистрации инициативной группы. При отсутствии
решения президиума или исполнительного комитета по вопросу о регистрации
инициативной группы по истечении двух недель с момента представления
материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной.
В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам
инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на
основании копий документов, направленных в исполнительный комитет.
Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с
исполнительного комитета. Отказ в
регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в районный
(городской) народный суд по месту нахождения местного Совета народных
депутатов, отказавшего в регистрации. При регистрации
инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования,
соответствующие наименованиям исполнительных комитетов по месту образования
инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом
листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других
документах, исходящих от инициативных групп. Общее количество
создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По
решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной
инициативной группы референдума. Данные о
зарегистрированных инициативных группах передаются в Президиум Верховного
Совета РСФСР президиумами Советов или исполнительными комитетами по месту
образования инициативных групп. Статья 15.
Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума С момента
получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе
организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных
листах с требованием о проведении референдума. Общий период
сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех
месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по
данному референдуму инициативных групп. В случае, если в
течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан
РСФСР, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении
референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по
истечении одного года. Статья 16.
Подписной лист референдума Листы для сбора
подписей граждан РСФСР под требованием о проведении референдума (подписные
листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум,
или изложение существа предлагаемого проекта закона или иного решения (при
условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона
или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной
группы. Гражданин РСФСР,
поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной
лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства,
номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату
подписания. Подписные листы
должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы. На каждом
подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из
членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе
заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы
удостоверяются печатью местного Совета народных депутатов или его
исполнительного комитета по месту регистрации данной инициативной группы. Статья 17.
Оформление права требования референдума По окончании
сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором
указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора
подписей, количество собранных подписей и наименование Советов народных
депутатов, которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол
вместе с требованием о проведении референдума направляется в Президиум
Верховного Совета РСФСР. Подписные листы
по акту передаются на хранение Совету народных депутатов, зарегистрировавшему
инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев после опубликования
решения референдума. Требование о
проведении референдума адресуется Верховному Совету РСФСР или Съезду народных
депутатов РСФСР и должно содержать обоснование необходимости референдума,
четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения,
предлагаемых на референдум. Президиум
Верховного Совета РСФСР обеспечивает регистрацию полученных материалов и
обобщение содержащихся в них сведений. При необходимости
Президиум Верховного Совета РСФСР может поручить выборочную или полную
проверку достоверности полученных документов соответствующим Советам народных
депутатов. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При
этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не
допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в
трехдневный срок передаются в Президиум Верховного Совета РСФСР. При обнаружении в
подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не
учитываются. Президиум
Верховного Совета РСФСР может направить поступившие по вопросу проведения
референдума материалы для заключения постоянным комиссиям палат и комитетам
Верховного Совета РСФСР. Заключение
комиссии или комитета передается в Президиум Верховного Совета РСФСР, который
обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня
текущих или ближайших сессий Верховного Совета РСФСР или Съезда народных
депутатов РСФСР. Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о
времени рассмотрения Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом
РСФСР вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются
инициативным группам референдума. Статья 18.
Принятие решения по требованию о проведении референдума Съезд народных
депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР по требованию о проведении
референдума вправе принять одно из следующих решений: а) о назначении
референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; б) об отклонении
требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона
инициаторами референдума; в) о принятии
закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении
референдума, без последующего проведения референдума. Съезд народных
депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР рассматривает представленные
материалы и принимает по ним решение в течение месяца со дня поступления
требования о проведении референдума. Принятое решение
в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее
десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума
публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения. Статья 19. Срок
проведения референдума Референдум не
может проводиться ранее одного месяца и позднее четырех месяцев со дня
принятия постановления о его проведении. Этот срок может
быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух
месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов народных
депутатов РСФСР. Глава 3. Подготовка к референдуму Статья 20.
Комиссии по проведению всероссийского референдума Для подготовки и
проведения всероссийского референдума образуются следующие комиссии: а) Центральная
комиссия всероссийского референдума; б) окружные
комиссии всероссийского референдума; в) участковые
комиссии всероссийского референдума. Полномочия
комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по
истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума. Статья 21.
Образование комиссий референдума Центральная
комиссия референдума образуется Съездом народных депутатов РСФСР или
Верховным Советом РСФСР одновременно с принятием решения о назначении
референдума. При этом учитываются предложения Президиумов Верховных Советов
республик, входящих в состав РСФСР, президиумов краевых, областных,
Московского и Ленинградского городских, автономных областей, автономных
округов Советов народных депутатов, республиканских органов общественных
организаций, а также инициативных групп референдума. Окружные комиссии
референдума образуются Верховными Советами республик, входящих в состав
РСФСР, или их Президиумами, краевыми, областными, Московским и Ленинградским
городскими, автономных областей, автономных округов Советами народных
депутатов или их президиумами по представлению расположенных в округах
общественных организаций, трудовых коллективов и инициативных групп
референдума. Окружные комиссии должны быть образованы в течение недели со дня
опубликования постановления о назначении референдума. Участковые
комиссии референдума образуются районными, городскими, районными в городах
Советами народных депутатов или их президиумами в течение трех недель со дня
опубликования постановления о назначении референдума с учетом предложений
расположенных на их территории общественных организаций, трудовых
коллективов, инициативных групп референдума, а также собраний граждан
численностью не менее 150 человек. Центральные и
окружные комиссии референдума обеспечивают своевременное информирование
населения через средства массовой информации и иными способами о составе
комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении
участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для
надлежащей подготовки и проведения референдума. Статья 22.
Полномочия Центральной комиссии всероссийского референдума Центральная
комиссия всероссийского референдума: обеспечивает на
всей территории РСФСР строгое соблюдение настоящего Закона, обращается к
Верховному Совету РСФСР с представлениями о необходимости его толкования; образует округа
референдума; организует
деятельность окружных комиссий референдума; решает вопросы о
приписке участков референдума, находящихся за пределами территории РСФСР, к
округам референдума на территории РСФСР; распределяет денежные
средства по окружным комиссиям референдума; контролирует
обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и
рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения
референдума; устанавливает
формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов
заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков
для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации
референдума; заслушивает сообщения
министерств и ведомств РСФСР, других государственных и общественных органов
по вопросам подготовки и проведения референдума; подводит итоги
проведения референдума в целом по РСФСР; устанавливает
результаты референдума, публикует в печати, по телевидению, радио и другими
способами сообщения о своей работе и о результатах референдума; рассматривает
заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума; осуществляет иные
полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами РСФСР. Статья 23.
Полномочия окружной комиссии всероссийского референдума Окружная комиссия
всероссийского референдума: организует
деятельность участковых комиссий референдума; заслушивает
сообщения исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных
депутатов, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам
подготовки и проведения референдума; контролирует
своевременность и правильность составления списков участников референдума и
представления их для всеобщего ознакомления; обеспечивает
своевременное издание материалов референдума; содействует
организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение
сути проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум; обеспечивает
изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума; устанавливает
результаты референдума в округе, передает их в Центральную комиссию
референдума, публикует результаты референдума в печати; рассматривает
заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и
принимает по ним решения; обеспечивает
строгое соблюдение настоящего Закона на территории округа; осуществляет
другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 24.
Полномочия участковой комиссии всероссийского референдума Участковая комиссия
всероссийского референдума: составляет списки
участников референдума по участку; проводит
ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и
рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в
них соответствующих изменений; оповещает
население о дне проведения референдума; обеспечивает
подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; организует на
участке голосование в день проведения референдума; производит
подсчет голосов и определяет результаты голосования; рассматривает
заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и
принимает по ним необходимые решения; осуществляет
другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 25. Округа
и участки всероссийского референдума Территория каждой
республики, входящей в состав РСФСР, края, области, автономной области,
автономного округа, городов Москвы и Ленинграда составляет отдельный округ
референдума. Территория округа
делится на участки. Участки референдума образуются районными, городскими
(кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами народных
депутатов или их президиумами по согласованию с окружными комиссиями
референдума. Территории
участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков,
сформированных для выборов народных депутатов РСФСР действующего созыва. В больницах,
санаториях и домах отдыха, в воинских частях и труднодоступных районах, а
также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут создаваться
участки референдума, которые входят в округа референдума в соответствии с
местом их расположения или же по месту приписки судна. Участки референдума
при учреждениях РСФСР, расположенных за пределами РСФСР, образуются в
порядке, определяемом Президиумом Верховного Совета РСФСР. Каждый участок
для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для
голосования, голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов
должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители
политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых
коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Помещение
должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами
со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по
референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не
может иметь более одного переносного ящика для голосования. Вход и выход из
помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом,
чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования. Кабины для
тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения,
вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не
допускается. Статья 26.
Организация работы комиссий референдума Комиссии
всероссийского референдума должны провести свои первые заседания не позднее
чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий
референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух
третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием
большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не
согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной
форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежаще заверенные копии
указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц. Решения комиссии,
принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми
государственными и общественными органами, организациями и должностными
лицами. Решения и
действия участковой или окружной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую
комиссию референдума или, по выбору заинтересованного лица, в народный суд по
месту нахождения соответствующей комиссии, который принимает решение в
течение недели с момента поступления жалобы. Член комиссии
референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее
решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от
выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней
заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума. Государственные и
общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать
комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять
необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе
обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в
государственные и общественные органы и организации, к должностным лицам,
которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не
позднее чем в трехдневный срок. Председатель,
заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть
освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по
личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового
коллектива, инициативной группы референдума, органа общественной
самодеятельности, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по
воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав
комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 27. Списки
граждан, имеющих право участвовать в референдуме Списки граждан,
имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку
референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем
и секретарем. Списки
составляются на основе данных, представляемых исполкомом соответствующего
местного Совета народных депутатов. Список по участку референдума,
образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых
командиром воинской части, а по участку, образованному за пределами РСФСР, -
на основе данных, представляемых руководителем находящегося за пределами
РСФСР учреждения. В списки
включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент
составления списков постоянно или временно проживающие на территории данного
участка. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки
по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать
в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки
вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии
референдума не позднее чем за один месяц до референдума, а также доводятся до
сведения граждан другими способами. Каждый гражданин
вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение
из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о
неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума,
которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день
референдума немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления
либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его
заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный
суд не позднее чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть
жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда
окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда
производится участковой комиссией референдума немедленно. Статья 28.
Бюллетень для голосования В бюллетене для
голосования воспроизводятся текст поставленного на референдум вопроса или
проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" и
"против". В случае
постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они
включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от
друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. В случае
проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае
проведения референдума РСФСР в один день с местным референдумом все проекты
предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету
бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга. Форма и текст
бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума не
позднее чем за 30 дней до дня референдума. Окружные комиссии
обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем
за 15 дней до дня референдума. Глава 4. Проведение референдума Статья 29. Время
проведения референдума На всех участках
для голосования, в том числе на судах, а также в учреждениях за пределами
РСФСР голосование проводится с 6 до 22 часов по местному времени. О времени и
месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 15
дней до дня референдума. Голосование может
быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах,
когда проголосовали все внесенные в списки граждане. Статья 30.
Досрочное голосование В случае, если
менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих
право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности
принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы РСФСР, он вправе
получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При
получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право
участвовать в референдуме. После заполнения
бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны
голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт
хранится в невскрытом состоянии до дня референдума. Статья 31.
Открепительное удостоверение В случае, если
менее чем за 30 дней гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать
в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день
референдума в помещение участка для голосования, на котором включен в списки
для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума
открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в
списках для голосования. Получение открепительного удостоверения
подтверждается подписью гражданина. Гражданин РСФСР
по предъявлению открепительного удостоверения должен быть внесен в
дополнительный список для голосования на любом участке на территории РСФСР. Статья 32.
Голосование в день референдума В день проведения
референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования
в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных
общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний
граждан, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики
для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их. Бюллетени для
голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по
предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность
гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей
фамилии в списке. В тех случаях,
когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по
уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия
при наличии их письменного заявления поручает двум членам комиссии
организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии
общественных наблюдателей. Граждане
самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования.
Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору
пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или
общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно
проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для
голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в
присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего
голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати
комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках для
голосования. Участник
референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса,
вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или
"против". Если одновременно
проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому
из них. Статья 33.
Подсчет голосов После заявления
председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для
голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия
подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется
протокол. На основании
списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных
заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому,
комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней,
находящихся в переносном ящике для голосования производится отдельно. При
этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных
заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для
голосования бюллетеней комиссия устанавливает: число граждан,
принявших участие в голосовании; число голосов,
поданных за вынесенный на референдум проект решения; число голосов,
поданных против; число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными
признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо
вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений
в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя
количество таких случаев в протоколе. Результаты
голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на
голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более
одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется
отдельно. Статья 34.
Протокол по итогам голосования Итоги подсчета
голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся
в протокол, составляемый в двух экземплярах. Протоколы заполняются
чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой
комиссии и заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по
каждому из них составляется отдельный протокол. Первый экземпляр
протокола доставляется в окружную комиссию, второй - остается на хранении в
участковой комиссии. Окружная комиссия
на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные,
проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в
двух экземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленно отсылается
или передается другим способом в Центральную комиссию референдума. Окружные и
участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов
и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие
Советы народных депутатов, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем
уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы. Глава 5. Установление результатов
референдума Статья 35. Подведение
итогов референдума Центральная
комиссия референдума на основании протоколов всех окружных комиссий
референдума определяет: число граждан,
имеющих право участвовать в референдуме; число граждан,
получивших бюллетени; число граждан,
принявших участие в голосовании; число голосов,
поданных за вынесенный на референдум проект решения; число голосов,
поданных против; число бюллетеней,
признанных недействительными. Референдум
признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины
граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае
референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два
года. Решения по
вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них
проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. При проведении
референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР
решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан
РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме. Если на
референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не
получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются
отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее
чем через год. Результаты
референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе
референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших
на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты
референдума могут быть обжалованы в Верховный Суд РСФСР в течение месяца. Статья 36.
Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме Итоги референдума
доводятся до сведения населения РСФСР через средства массовой информации
Центральной комиссией референдума не позднее десяти дней со дня окончания
голосования. В случае
признания результатов голосования по какому-либо округу или участку
недействительными Центральная комиссия референдума вправе поручить
соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном
округе или на участке повторное голосование. Решения Центральной комиссии
референдума могут быть обжалованы в Верховный Суд РСФСР в течение недели со
дня их принятия. Принятое на
референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего
голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день
опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок. Статья 37.
Изменение и отмена решения, принятого референдумом Изменение либо
отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом. Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Статья 38.
Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица,
препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному
осуществлению гражданином РСФСР или группой граждан РСФСР их права
участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и
комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных
органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные
записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие
тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной
ответственности в соответствии с действующим законодательством. Первый заместитель
Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. ХАСБУЛАТОВ Москва, Дом Советов РСФСР. |
16 октября 1990 года.
N 241-1
Конец документа. Вернуться к оглавлению \\ перейти в раздел «нормативные
акты»
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2017 \
ã
Маленков С.К., член
международного Союза славянских журналистов, автор комментариев (сносок) к
статьям данного
Закона (и др.), разметки и выделений.
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2017
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт
Обновление: 01-09-2017fog
[1] Нет списка заключений на проверку соответствия документам ООН (и Декларации Прав человека,
например, моим поправкам-комментариям к ней), иным международным договорам.